Главная страницаКонтактная информация

Статьи

Антитюнинг: анализ коммерческой прошивки

В конце сентября 2015 г. мы завершили работы по разработке нового модуля ChipTuningPRO, предназначенного для чип-тюнинга ЭСУД EMS3134, которая применяется на популярных автомобилях Renault Logan, Renault Sandero и Nissan Almera, оснащенных АКПП и двигателями рабочим объемом 1.6 литров. Теперь, имея точное представление об алгоритмах и калибровках этой системы управления, можно проанализировать имеющиеся на рынке готовые коммерческие прошивки. Для анализа мы выбрали прошивку REA820_8201244728_MOD6_E4 авторства А. Бразговского от известного амбициозного и раскрученного бренда. Громкие заявления на их официальном сайте, сертификаты качества и иные подобные атрибуты производят впечатление весьма серьёзного подхода к калиброванию. Проверим, так ли это на самом деле!

Покупка.

Итак, прошивка куплена за 2500 рублей, в комплекте есть серийная версия (названная непонятным словом «Stok», которое я не обнаружил в словарях для всех распространённых европейских языков и, которое, по всей видимости, является безграмотным написанием английского слова «Stock») и версия «Оптимизированный динамик под нормы Евро-4»:

Судя по суффиксу «MOD6» в названии прошивки, это уже 6-я (!) версия модифицированных калибровок. Вероятно, разработчик постоянно проводит работу над улучшением качества своей продукции:)

Удивило отсутствие в комплекте Full-Flash (полного образа флэш ЭБУ), учитывая тот факт, что в ЭСУД EMS3134 «область калибровок» размером в 32 кБ описывает далеко не все калибровки, например, множество важных тарировок осей таблиц находятся за этими пределами.

Открытие прошивки в ChipTuningPRO.

В модуле EMS3134 ChipTuningPRO запрещено открытие «области калибровок» размером 32 кБ по причинам, описанным чуть выше, поэтому, мы взяли Full-Flash от серийной прошивки и при помощи HEX-редактора поместили туда область калибровок из приобретённых прошивок. Для чистоты эксперимента мы сделали две прошивки Full-Flash, с калибровками из версии «Stok» и из версии «MOD6». После этих манипуляций мы открыли в ChipTuningPRO прошивку «Stok» и выполнили сравнение с прошивкой «MOD6»:

Анализ произведённых автором изменений калибровок.

На первый взгляд изменений не так много, практически нет изменений констант, что намекает на работу в WinOLS (при отсутствии инженерных карт суть работы в этом редакторе сводится к угадыванию калибровок по характерной форме без точной информации о назначении калибровки). Но, не всегда количество равно качеству, поэтому, рассмотрим подробно каждое из изменений калибровок:

Холостой ход.

Немного увеличены обороты холостого хода на прогретом двигателе, если быть точными, то на 48 об/мин. Целесообразность этого — вопрос спорный. Если обороты ХХ в режиме АКПП «Neutral» можно безопасно увеличивать, то изменение таблицы для режима «Drive» — вещь вредная, это вызовет излишнюю передачу момента в трансмиссию при включенном режиме «Drive» и удержании педали тормоза что вызовет повышенный расход топлива при частых остановках на светофорах и перегрев двигателя в жаркую погоду в пробках.

Определение режима мощностного обогащения.

Уменьшен порог нагрузки (абсолютного давления) для отмены лямбда-регулирования и включения мощностного обогащения в зоне низких и средних оборотов. Несомненно, это немного добавит динамики на «низах», что хорошо. Система EMS3134 может работать на альтернативном топливе, поддерживается как работа как на спиртовых смесях (Flex-Fuel), так и работа на LPG. Поэтому, многие калибровки системы представлены в нескольких вариантах, для работы на бензине, спиртовой смеси или LPG. Факт изменения всех трёх таблиц говорит о том, что автор действовал наугад, не имея возможности разобраться в логике работы программы управления. Хорошо, что в данном случае это не опасно, так как таблицы, соответствующий спиртовому и газовому топливу просто не используются при работе автомобиля.

Объёмная эффективность.

Изменение этих таблиц целесообразно только в том случае, если произведён «железный» тюнинг двигателя (нестандартные распредвалы, нестандартный пуск и т.п.). Во всех остальных случаях это вызовет искажения в расчёте циклового наполнения. Особенность EMS3134 в том, что расчёт многих базовых величин, определяющих формирование УОЗ, времени впрыска и т.п. не использует информацию о цикловом наполнении, поэтому, изменения этих таблиц не приведут к какому-либо заметному эффекту. Изменение таблицы с индексом VVT лишено смысла, так как в конфигурации системы нет системы регулируемых фаз ГРМ.

УОЗ в рабочих режимах.

УОЗ в рабочих режимах на средних оборотах немного смещён в сторону опережения, убраны «ямы» на стоковой таблице, что в целом способно добавить чуть-чуть динамики при работе на хорошем топливе. Как и в случаях, описанных выше, кроме «бензиновой» таблицы изменены таблицы для работы на альтернативном топливе, что бесполезно, но не опасно.

Коррекции УОЗ.

Уменьшено отрицательное смещение УОЗ в режимах замедления и выхода из ПХХ. Непосредственно на динамику это не влияет, но вполне может изменить поведение автомобиля в описанных режимах, возможно, в лучшую сторону. В целом, эти изменения можно с натяжкой назвать «оптимизацией». «С натяжкой» — по той причине, что в системе есть масса других коррекций УОЗ, более важных, которые совершенно не были затронуты автором.

Характеристика педали акселератора.

Изменения в зоне больших нажатий на педаль, скорее косметические, не вредные, но и не несущие какой-то особой пользы. Для изменения отклика на педаль акселератора целесообразнее вносить изменения в таблицы запроса момента по педали или требуемого открытия дросселя. Это гибкие по своей функциональности 3D-таблицы, изменение их формы могут существенно изменить характер ускорения автомобиля при частичных нажатиях на педаль, но, в данном случае таких изменений мы не видим.

Управление дроссельной заслонкой.

Таблица «Расходная характеристика дроссельной заслонки» по своей форме очень напоминает таблицы запрашиваемого момента в других системах управления, вероятно, по этой причине её и «подняли». Проблема в том, что назначение таблицы не угадали, и ничего, кроме рассогласования в расчётах моментной модели этим не добиться. Также изменена ось X в таблице требуемого открытия дросселя (саму таблицу вполне можно было настроить для более комфортного движения на частично нажатой педали). Зачем это сделано, не ясно.

Обороты отключения топливоподачи.

Здесь всё просто и ясно: «отсечку» на прогретом подняли с 6500 до 7200, для любителей «покрутить» двигатель будет не лишним. А вот лимит на холодном двигателе, который был 5800 об/мин., увеличивать не стоило бы, для холодного двигателя такие обороты опасны. Неграмотный подход.

Диагностика пропусков воспламенения.

Изменения в таблицах порога неравномерности для диагностики пропусков настолько незначительны, что в режиме просмотра 3D их даже не видно. В численном выражении около 2% от исходных значений, что совершенно не отразится на работе алгоритма. Да и сам факт изменений этих таблиц кажется странным, на исправных двигателях ложного срабатывания алгоритма никогда не наблюдается, зачем что-то менять?

Продувка адсорбера.

Внесены изменения (2...7%) в интенсивность продувки адсорбера, совершенно ненужные и нелогичные. Вполне вероятно, что визуализируя таблицу в WinOLS, автору показалось, что она напоминает «Оптимальный момент» или что-то ещё и её «приподняли» на всякий случай, а вдруг станет лучше?

Время накопления катушек зажигания.

Косметические модификации, для «набора массы» изменённых калибровок.

Сводная таблица изменений:

Калибровка Изменения Вердикт
Желаемые обороты ХХ, PN-pos Увеличены на 48 об/мин в зоне прогретого двигателя ОПТИМИЗАЦИЯ
Желаемые обороты, D-pos Увеличены на 48 об/мин в зоне прогретого двигателя ВРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
повышенный расход топлива и перегрев двигателя в пробках
Порог режима мощностного обогащения, бензин Снижен порог включения мощностного обогащения УЛУЧШЕНИЕ:
небольшое улучшение динамики на низких/средних оборотах
Порог режима мощностного обогащения, газ Снижен порог включения мощностного обогащения БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Порог режима мощностного обогащения, спирт Снижен порог включения мощностного обогащения БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Объемная эффективность Увеличение в середине таблицы ВРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
некорректный расчёт циклового наполнения
Объемная эффективность, VVT Увеличение в середине таблицы БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Базовый УОЗ, бензин Немного увеличен, убраны провалы УЛУЧШЕНИЕ:
небольшое улучшение динамики при условии использования качественного топлива
Базовый УОЗ, газ Немного увеличен, убраны провалы БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Базовый УОЗ, спирт Немного увеличен, убраны провалы БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Коррекция УОЗ при замедлении: Смещение УОЗ, бензин Уменьшено отрицательное смещение УОЗ ОПТИМИЗАЦИЯ:
непосредственно на динамику не влияет, но может изменить поведение автомобиля
Коррекция УОЗ при замедлении: Смещение УОЗ, спирт Уменьшено отрицательное смещение УОЗ БЕСПОЛЕЗНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
калибровка не используется
Коррекция УОЗ при выходе из ПХХ: Смещение УОЗ, бензин Уменьшено отрицательное смещение УОЗ ОПТИМИЗАЦИЯ:
непосредственно на динамику не влияет, но может изменить поведение автомобиля
Характеристика педали (RPM/SPD меньше порога) Изменена форма таблицы в зоне больших нажатий на педаль КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения незначительны и не будут заметны
Характеристика педали (RPM/SPD больше порога) Изменена форма таблицы в зоне больших нажатий на педаль КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения незначительны и не будут заметны
Расходная характеристика дроссельной заслонки Изменена форма таблицы ВРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
рассогласование в расчётах моментной модели
Требуемое открытие дроссельной заслонки: ось X Изменена тарировка оси X КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения незначительны и не будут заметны
Обороты откл. топлива (RPM/SPD ниже порога) Увеличены обороты «отсечки» ОПТИМИЗАЦИЯ:
непосредственно на динамику не влияет, но некоторым водителям может быть полезным
Обороты откл. топлива (RPM/SPD выше порога) Увеличены обороты «отсечки» ОПТИМИЗАЦИЯ:
непосредственно на динамику не влияет, но некоторым водителям может быть полезным
Обороты откл. топлива (низкая ТОЖ) Увеличены обороты «отсечки» на холодном двигателе ВРЕДНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
небезопасно для двигателя
Базовая неравномерность для диагностики пропусков, бензин Немного увеличены значения в таблице КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения крайне незначительны и не отразятся на поведении автомобиля
Базовая неравномерность для диагностики пропусков, бензин/газ, АКПП Немного увеличены значения в таблице КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения крайне незначительны и не отразятся на поведении автомобиля
Степень продувки адсорбера Немного увеличены значения в таблице, от 2 до 7% КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения не отразятся на поведении автомобиля
Время накопления, малые нагрузки Немного увеличены значения в таблице КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения крайне незначительны и не отразятся на поведении автомобиля
Время накопления, большие нагрузки Немного увеличены значения в таблице КОСМЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ:
внесённые изменения крайне незначительны и не отразятся на поведении автомобиля

Выводы.

Анализ прошивки от известного отечественного производителя очень разочаровал. Из внесённых изменений большинство носит «косметический» характер, не изменяющий поведение автомобиля. При изготовлении прошивки явно использовался визуализатор WinOLS без инженерных карт, то есть большинство изменений сделаны наугад, таблицы угадывались по их внешнему виду, либо по аналогии с другими системами, что привело к ошибкам. Справедливости ради, заметим, что на этой прошивке динамика будет не хуже, чем на серийной прошивке. Увеличение динамики основано всего лишь на изменении статического УОЗ и более ранним (по оборотам) режимом мощностного обогащения, причём, ни одна их калибровок, изменяющая топливоподачу не изменена. Для современных ЭСУД этого явно недостаточно: в системах с EGAS потенциал улучшения динамики заключён в изменении закона открытия дроссельной заслонки, перенастройке фильтров, определяющих скорость открытия дросселя, перекалибровке динамических коррекций топлива (калибровки топливной плёнки), в изменении динамических поправок УОЗ при ускорении и множестве других методов. Нужно чётко понимать, что метод «УОЗ повыше, топливо побогаче, а отсечку подальше», который был применим во времена «Январей-5», давно уже не позволяет раскрыть потенциал системы. Да, прошивка получилась не хуже серийной, но бесконечно далека от идеала. От коммерческого решения пользователи вправе ожидать качественный продукт, созданный либо с использованием инженерных карт, либо профессиональных инструментов, показывающих калибровки не наугад, а в соответствием с их истинным назначением (как это реализовано в ChipTuningPRO).

А как надо было сделать?

Мы не будем давать готовых рецептов, это выходит за рамки данной статьи. Рабочие экраны программы, показывающие возможности калибровки EMS3134, дадут любому чип-тюнеру ответ на этот вопрос:

SMS-Soft

© 1999–2024, Алексей Михеенков.
© 2002–2024, «SMS-Soft».
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.SMS-Soft.ru обязательна.
Контактная информация.

Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является
публичной офертой, определяемой положениями, описанными в части 2 на стр. 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Упоминаемые на этом сайте торговые знаки являются собственностью их законных владельцев и используются исключительно с целью идентификации их товаров и услуг.


web-дизайн:
Ольга Михеенкова.